Ыhыах (по-русски читается как Ысэх) – якутский национальный праздник, проводимый в честь богов Айыы, возрождения природы и начала нового жизненного цикла, сопровождаемый обрядом молений. Начавшись с эпических времен, видоизменяясь, праздник дошел до сегодняшних дней в живом бытовании. Ыһыах сохранил ритуально-обрядовую форму, круговой хороводный танец оһуохай, кумысопитие и конно-спортивные состязания. Во время летнего кумысного праздника особо ярко проявляется национальный характер якутского народа,

его своеобразие и самобытность.

Ыһыах является символом якутской культуры.

Уникальность ыһыаха объясняется, прежде всего, его историческим долголетием, глубинными корневыми истоками.

По мифопоэтическим представлениям якутов, родоначальником праздника Ыһыах является Эллэй Боотур, который также считается первопредком якутов, создавшим верование в светлые божества – «Айыы».

Из донесения голов пяти улусов о предках народа саха Омогой и Эллэй. 1823 г.
Ф.И-12. Оп.1. Д.10а. Л.74. Подлинник. Рукопись.

Открытие праздника сопровождается обрядом окропление огня и земли кумысом. Алгысчыт просит благословения у верхних богов для всех людей. Кульминация праздника — обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока — кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека. Наши предки не зря назвали священный праздник “Ыһыах”, поскольку перевод слова “ыһыах” на русский означает “окропления огня и земли кумысом”.

Ритуальные коновязные столбы сэргэ являются символами праздника. По легендам, во время празднования Ыһыаха на землю спускаются боги Айыы на своих огненных конях. Для них и устанавливаются эти якутские коновязи, которых называют "Айыы сэргэ".

По мировоззрению якутов, а также в олонхо, считается что в «Аал Луук мас» живет Аан Алахчын Хотун. Поэтому, установленное сэргэ сравнивают с пробуждением природы по указанию хозяйки Земли. «Аар баҕах сэргэ» еще называют «Баҕахтаах Үргэл сэргэ».

По традиционным верованиям считается, что верховные божества не спускаются на землю, чтобы «не запачкаться». Поэтому «Баҕах Үргэл сэргэ» служит «лестницей» в Срединный мир для божеств, спускающихся вовремя Ыһыах. Вместе с ними спускаются предки, которые стали «Айыы», и обосновываются у этого сэргэ до окончания праздника.

"Аан Алахчын Хотун"
цифровой рисунок из проекта Fantasy Olonkho,
CG художник Стручкова Туйаара Юрьевна

Важной и яркой частью национального праздника Ысыах является национальная одежда. Традиционная одежда якутов через века претерпела изменения. У каждой эпохи своя соответствующая выразительная форма костюмов, прием обработки материала и декоративные элементы.


Массовое кумысопитие на Ысыахе Победы с. Амга, Амгинский район,
1944 г.

Из фотокаталога НА РС(Я)

Ысыах Победы с. Борогонцы Усть -Алданский район, 1945 г.

Из фотокаталога НА РС(Я)

Национальный танец "Осуохай" на празднике ысыах.
29 июня 1991 г.

Из фотокаталога НА РС(Я)

Во время праздника проходит традиционный якутский танец оһуохай (осуохай). Люди становятся в круг, держась за руки, и движутся по ходу солнца. Всеобщее единение людей символизирует хоровод оһуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям.

Традиционный танец Осуохай. 1908 г. Олекминск.
Из фотокаталога НА РС (Я)
В хороводе присутствует ведущий (оһуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен, посвящённых окружающей реальности и возводящих хвалы происходящему вокруг. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали оһуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год.

Юбилейный ысыах, посвященный 100-летию со дня рождения олонхосута, заслуженного работнико культуры РСФСР, заслуженного деятеля искусств ЯАССР, члена СП СССР с 1939г. Зверева Сергея Афанасьевича - Кыыл Уола (25.06.1900-7.03.1973). Из фотокаталога НА РС (Я)

В советское время ысыахи в Якутии проводились в формате общественного праздника для объединения народа под эгидой партии, поэтому частично утратили культурную составляющую, которая сохранялась до этого. Ысыахи перестали праздноваться на алаасах и переместились в общественные парки. Советские реалии стали частью ысыахов, так во время ысыахов военного времени кумыс подносился портрету Сталина. В 1945 г. большие ысыахи были проведены по всей Якутии, чтобы отпраздновать окончание Второй мировой войны. Эти праздники могли включать состязания, танцы и пиршества прежних лет, но связь с божествами была заменена на официальные выступления исключительно советской тематики. Со временем становилось всё труднее отличать проводившиеся ысыахи от других советских государственных праздников.

Программа проведения Ысыаха в Восточно-Кангаласском улусе. 6 июля 1927 г.
НА РС (Я). Ф.Р-50. Оп.1. Д.3909.
Протокол заседания организационной комиссии Усть-Алданского района о проведении национального праздника «Ысыах».
22-23 мая 1935 г. Подлинник.Рукопись.
НА РС (Я). Ф.Р-610. Оп.3. Д.230. Л.2 об., 3.
Выступление Ойунского (Слепцова) П. А. с трибуны на ысыахе в селе
Чаран Усть-Алданского района. 11 сентября 1936 г.
\Из личного фонда Д.К. Сивцева - Суоруна Омоллоона.
Фотогалерея из фотокаталога Национального архива РС(Я) со снимками из Ысыаха, проведенного в наслегах республики в 1944 г.
Краткий итог Верхоянского райисполкома о проведении национального праздника «Ысыах». 1945 г.
НА РС (Я). Ф.П-3. Оп.1. Д.1755. Л.16, 16 об.
Фотогалерея из фотокаталога Национального архива РС(Я) об ысыахе Победы, проведенное в с. Борогонцы Усть-Алданского района в 1945 г.
"Массовое кумысопитие"
Ысыах Победы 1945 г. с. Борогонцы Усть-Алданский район
Интерес к этнической культуре и традициям народа саха снова возник в восьмидесятых годах ХХ века, сперва в художественной и артистической среде. Ученые, художники, режиссеры, артисты Якутии увидели новое значение наследия народа саха и культурных форм и положили их в основу своих работ. Эти произведения также утверждали право народа саха на более высокий уровень политической автономии. К концу восьмидесятых годов ХХ в. большие публичные праздники Ыhыах стали центральными событиями этого процесса.

Картина Михаила Носова "Якуты XVII в."

В 1992 г. первое правительство новой Республики Саха (Якутии) провозгласило Ыһыах государственным праздником. Была проделана большая работа

по возрождению первозданного вида национального праздника народа саха.

Возрождение национального колорита для празднования ыһыаха проходило поэтапно по всей республике, пока не были установлены единые формы обрядов, которые всё же сохранились, передаваясь из поколения в поколения. Сейчас национальный праздник занимает важное место в жизни народа саха и, несмотря на любые условия, якуты всегда находили способы отмечать его. Времена меняются, происходят трансформации, навеянные условиями современности,

но быт и культура народа всегда будут жить и возрождаться.

Президент РФ Б.Н.Ельцин в нарядной якутской национальной одежде- почетный гость национального праздника Ысыах в с.Ытык-Кюель, посвященного 100-летию со дня рождения П.А.Ойунского; глава Таттинского улуса Г.М.Артемьев (справа). 19 июня 1993 г.

Из фотокаталога НА РС(Я)

На протяжении многих веков праздник отмечался в день летнего солнцестояния. Он, как известно, выпадает на 21 июня. В последнее время дата праздника стала «плавающей». В улусах Якутии праздник лета отмечают приблизительно с 10 по 25 июня. Так что за лето можно погулять сразу на нескольких праздниках. Но самые главные для всей Якутии – Ыһыах Олонхо и Ыһыах Туймаады.

На национальном празднике «Ысыах Олонхо» в Намском улусе: (на переднем плане слева направо) Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия) Ким-Кимэн Александр Николаевич; председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Гоголев Петр Васильевич; супруга Главы Республики Саха (Якутия) Николаева Людмила Николаевна; Глава Республики Саха (Якутия) Николаев Айсен Сергеевич; Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Солодов Владимир Викторович; председатель Улусного совета депутатов муниципального образования «Намский улус» Попов Иван Романович; (на заднем плане слева направо) заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Балабкина Ольга Валерьевна; заместитель Руководителя Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) Гасанбалаев Михаил Джафарович. 14 мая 2019 г.

Из фотокаталога НА РС(Я)

Первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн), председатель Национального организационного комитета по подготовке и проведению второго Десятилетия олонхо А. Н. Жирков, Глава (Ил Дархан) РС(Я) А. С. Николаев, заместитель Председателя Правительства РС(Я) С. В. Местников на Ысыахе Олонхо.
г. Олёкминск, 26 июня 2021 год.
Ыһыах – один из самых причудливых и таинственных праздников, что успешно сохранился до наших дней и продолжает жить. Его обряды могут показаться необычными или странными, но в них заключена суть верований предков якутов, их культура, которая бережно сохраняется, переходя от одного поколения к другому. Узнавая об особенностях обычаев, невольно проникаешься безграничным уважением к якутскому народу, что сумел сберечь для нас удивительный и очень древний праздник Ыһыах.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website